Блог 

Суета сует и томление духа….или многолетняя деятельность по улучшению качества образования в сфере ИБ

Многая лета создания подразделений ИБ и ТЗИ и набор сотрудников в нескольких субъектах РФ, а также методическая помощь нескольким кафедрам в организации учебного процесса способствовали аккумулированию в моей голове информации о качестве обучения на кафедрах ИБ (через собеседования с выпускниками, общения с сотрудниками кафедр, местными компаниями и регуляторами). Сложилась определенная аналитика причин и следствий основных проблем кафедр ИБ (по большей части в периферийных субъектах РФ).

Кроме того, за последние 1,5-2 года я посетил не менее четырех площадок где разворачивались дискуссии по поводу кадрового голода и подходов в подготовке кадров, апогеем этих мероприятий стало посещение с 10 по 11 марта 2023 года на федеральной территории «Сириус» конференции «Кадры и образование по ИБ в России: настоящее и будущее». Мероприятие было полностью посвящено вопросам кадровой политики в области информационной безопасности и было достаточно представительным.

Выводы, которые мне пришлось сделать по итогам посещения конференции печальны и выливаются они в данный эпос (написанный на борту самолета, доставляющего меня из Сочи на мероприятия в Сургут, в родные края).

К сожалению, я не смог удержаться от политизации данной статьи, поэтому тема подготовки кадров в ИБ будет увязана с общим состоянием дел в стране (у не интересующихся политикой просить прощения не буду, преступно в наше время этим не интересоваться, не делать выводы, не учить детей). Я за то чтобы их читали и быть может кто-то узнает себя, может пробежит ненароком мысль о том, как не разумно порой выглядят поступки и сколь не эффективна деятельность. Кроме собственно обзора дискуссий и предложений пройденных конференций, будут приведены советы (все-таки все что мы делаем в блоге направлено на извлечение некой пользы для читающих) абитуриентам кафедр ИБ, коротко изложены основные ошибки при организации кафедр (возможно сие будет полезно командам самих ВУЗов), а также изложено предложение по минимизации дефицита кадров ИБ.

Хочется верить, что позитивные выводы и далее будут иметь место быть, а в негативных оценках я ошибся. Учитывая, что единственная моя цель– побудить всех на еще более успешную работу во благо общего дела ИБ (в этом я также вижу практический смысл и пользу настоящего текста), прошу простить если не верно истолковал действительность и дал поспешные оценки.

И так, по порядку…

Чтобы устремлять светлый взгляд в будущее необходимо осознать смысл дел настоящих, а потому несколько тезисов, основанных на практике многих лет моей работы в ИБ:

1) Голод кадровый очевиден, потребность в специалистах ИБ в стране оценивают (из выступлений разных должностных лиц) в количестве от 6 000 до 18 000 специалистов.

Со слов руководителей кафедр количество выпускников кафедр ИБ не идущих в профессию в ведущих ВУЗах составляет до 30 процентов, в отстающих (по моей аналитике) – до 90 процентов (т.е. это тысячи специалистов, те самые несколько тысяч, в которых так нуждается отрасль)

Однако причины ухода «мимо отрасли» у «успевающих и отстающих» на мой взгляд противоположно отличаются. Так в случае с ведущими кафедрами очевидно, что прекрасная база дает соответствующий кругозор и возможности выпускникам, возможности, которые позволяют выбирать лучшее во многих сопутствующих сферах. В то время как до 90 процентов «мимо ИБ» в некоторых региональных ВУЗах имеют совершенно иные причины – не привитое за время учебы понимание своей роли и своего места в ИБ отрасли (профориентации и четкого понимания своих проф. возможностей), своего профессионального пути в целом (наподобие карты лично-профессионального развития, которые мы делаем своим сотрудникам, в которых они видят все свои возможности в рамках невероятно широкого и интересного дела ИБ сегодня). Качество таких выпускники не позволяет рассчитывать на должности выше стажера (с крайне низкой зарплатой, меньшей нежели в такси или Красном и Белом), в целом проблема параллельного наличия на рынке вакансий и резюме, формально подходящих под эти вакансии, касается всех сфер в стране сегодня (это подтверждается многочисленными статьями менеджеров по персоналу), работодатели и специалисты (низкого уровня) не могут найти друг друга (вот реалии российского рынка труда).

2) В некоторых регионах привлечь на кафедру хоть сколько-то понимающих в ИБ преподавателей не представляется возможным (таким образом создавать системы защиты информации учат те, кто ни одной никогда не создал), текущий кадровый голод в ИБ не позволяет найти и привлечь к работе с кафедрами и бизнес (лицензиатов и специалистов ИБ в некоторых регионах уже на пересчет пальцев одной руки – Москва знает свое дело и наша отрасль не исключение). При собеседовании выпускников этих кафедр удивляешься насколько бесцельно и бесполезно можно было прожить 3-4 года обучения.

Последние 18 лет я неоднократно и не без успеха охотился (как и все мои коллеги – руководители ИБ, ТЗИ подразделений) за выпускниками ТУСУР, УРГУПС. В списке кафедр, выпускающих ребят, которых «хватают» уже с третьих курсов конечно кафедры МИИТ, МИРЭА, МФТИ и некоторые другие в основном Московские ВУЗы. Ну и конечно ряд военных ВУЗов (удавалось иметь дело и с ними) – Академия Петра Великого, Орловская академия ФСО, «Можайка» конечно. Пользуясь случаем выражаю искренние слова благодарности руководителям этих кафедр, делающим качественно свою работу вопреки всему… Горжусь знакомством с некоторыми из Вас и желаю Вам всяческих успехов!!!

Еще с 2005 года был очевидным разрыв в подходах обучения и качестве выпускаемого «товара» между ведущими кафедрами и всеми остальными. Время бежит, сложность, абстрактность и разносторонность науки ИБ делает труд кафедр еще более сложным и настолько же и важным. Казалось бы, механизмы известны, лучшие практики «стяжания результата» тоже (известны лица и их методы работы: Шелупанов А.А., Корольков А.В.  и другие), но разрыв в качестве выпускников только увеличивался, а крики по поводу дефицита кадров звучали все громче.

Понимая выше указанное очевидно сделать вывод о первопричине разрыва в качестве выпускников и объединяющую (единую) причину успеха отмеченных выше ВУЗов.

3) Курсов повышения квалификации для преподавателей кафедр ИБ или методических сборов не проводится (или множество лиц с кафедр ИБ, с которыми я общаюсь, не знают о таковых и не участвуют в них)

Не кажется Вам, что уже в самих этих фактах кроется ответ на вопрос «что делать»?

Теперь отметим, что говорят и делают по данной проблеме, по крайней мере в рамках конференций и какие (те самые печальные) из этого можно сделать выводы:

  1. Задействование различных госорганов и структур «болеющих за образование в сфере ИБ» размножается толи почкованием толи спорами, но в настоящий момент из того, что мне стало известно (наверняка не полный список) вытекает следующий перечень (только первые три – собственно и регуляторы):

— Министерство науки и высшего образования РФ (касательно ВУЗов) и Минпросвещения РФ (в части СПО), а также Рособрандзор РФ (через инструмент привлечения внешних экспертов, аудиторов)

— ФСТЭК России (соответствующее управление нашего регулятора)

— Координационные советы по подготовке (переподготовке) и повышению квалификации кадров в области защиты информации Управлений ФСТЭК России по федеральным округам

— Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

— ФУМО ВУЗов по ИБ

— АНО «Цифровая экономика» и соответствующая программа (раздел в рамках программы. При чем вопрос относится сразу к двум разделам программы – «информационная безопасность» и «кадры для цифровой экономики»)

— АНО «Цифровое Образование И Технологии»

— АНО «Университет Иннополис» в рамках проведения комплексной оценки развития цифровых компетенций обучающихся (на средства программы «Приоритет-2030»)

 

Обратите внимание на прирост АНО в последние годы. Вообще это тенденция российских реалий, освоив сей нехитрый способ (а именно поручение различных задач созданным АНО и выведением через них бюджетов курирующих их органов власти) доходит иногда до реального маразма. Так в одном регионе буквально неделю назад пытался разобраться сколько учреждений оказывают поддержку бизнесу …сбился со счету (поддержки правда так и не получил). АНО «Фонды развития», «фонды инноваций», «фонды перспективных исследований» и каких только нет, но только что-то развития не видно, а сами Фонды зачастую занимают помещения некогда успешных (и неизвестно куда исчезающих) предприятий. «Удивительно» читать «обязанности и полномочия» очередного фонда. Там только об «организации деятельности Фонда…и т.п.». Фонд для организации работы Фонда ? Это что «вещь в себе»?

Несменяемыми модераторами площадок, на которых встречаются представители указанных структур, являются известные руководители из ЦБ РФ и Минсвязи. Более чем внушительный президиум.

Когда я слушаю доклады некоторых из них и задаюсь вопросом целеполагания в этом вопросе этих всех служб мне приходит на ум лишь одно: «у самурая нет цели, есть только путь». Мне очевидно, что увеличение количества задействованных органов власти и учреждений прямо пропорционально росту дефицита кадров и обратно пропорционально количеству профессиональных выпускников, выпускаемых этими кафедрами в стране.

 

  1. История региональных перекосов сегодня в РФ касается всех сфер жизни (и собственно самого качества этой жизни). Сфера образования по ИБ не стала исключением.

Доклады представителей ведущих ВУЗов продемонстрировали сколь велик разрыв в возможностях, понимании и собственно в качестве обучения между этими ведущими кафедрами и остальными.

Жаль только, что продемонстрировать это тем самым «отстающим» не было задачей организаторов и модераторов конференции и всех чей перечень приведен в п.1 (например в Сириусе главный модератор Сычев А.М. громко и с улыбкой заявил: задача собрать руководителей кафедр субъектов РФ перед организаторами не ставилась и вопрос сколько их в зале его не интересует»). Интересно было бы понять, а какая задача ставилась? Самолюбование ведущих кафедр, обозначение своего величия и превосходства над другими? Помножим это на постоянное перебивание, попросившего слова представителя этой самой региональной, периферийной кафедры ИБ (с позиции «мы сами знаем Ваши проблемы»). Это  что? Российская действительность, о которой так много стали говорить только сейчас (а уже очень давно и системно написано Иноземцевым В., Хазиным М. и другими)? Ну право смешно господа – демонстрировать возвышенность над проблемами периферии, перебивать на полуслове представителя той самой периферии, убеждая его в том, что он сам не знает о своих проблемах и о чем говорит…

Общаясь между собой (в круге ведущих кафедр) невозможно представить и смешным кажутся большинство ошибок, прибавив к этому полное отсутствие самокритики получаем неспособность критически (считай системно) мыслить. Здесь на ум приходят меткие слова бывшего зампредседателя Правительства РФ Максима Акимова, сказанные им во время Всемирного конгресса Кибербезопасности-2018: «Если долго работать в госсекторе, то постепенно в голову закрадывается мысль, что ты знаешь о мире больше и лучше, чем любой с тобой беседующий…это болезнь, от этой болезни сложно вылечиться…»

Сложившийся и продемонстрированный контраст (в разнице по оснащению, по взаимодействию с бизнесом и т.п.) ярко демонстрирует, что качественное образование (впрочем, как и качественное питание, медицина) сегодня доступно только избранным (способным системно подойти к аналитике этого вопроса). Вполне возможно, что и сам этот разрыв и создан для выделения избранных от общей массы (что уже происходит во многих сферах в стране). Возможно этот принцип и имелся ввиду «высокими» участниками конференции (выживает, получает -сильнейший), однако я готов парировать — когда вопрос становится государственной задачей, а не сугубо проблемой отдельных физических лиц, то данный принцип не применим, а ждать пока «рынок отрегулирует и отсеет «неспособные» кафедры» (также одна из цитат конференции в Сириусе) Отечество себе позволить не может.

 

  1. Доклады от бизнеса (и это не ново для меня, со всеми ребятами я общаюсь) резонируют с докладами чиновников в части практических результатов деятельности.

Коль много могли бы сделать люди, обладающие властью и не применяющие ее по назначению было отлично продемонстрировано компанией Инфотекс и некоторыми другими (и сколь удивительно слышать от чиновников – «так это они для себя, для своего кадрового потенциала и делают». Господа так сделайте вы уже тоже что-нибудь «для себя» в области приращения качества обучения в области ИБ и не только в ВУЗАХ в пределах Садового кольца).

Из докладов ведущих кафедр отдельно порадовало выступление Волошина Александра Александровича, директора центра НТИ МЭИ. Особенно его честное признание (утвердившее в очередной раз меня в актуальности моих тезисов и предложений). Цитирую: «Когда вы сетуете на качество образования на наших кафедрах, то я согласен, поскольку подготовка кадров сегодня в системе образования на третьем месте после обеспечения коммерческой деятельности и научных исследований с публикациями. Это установлено на уровне нормативных актов».

 

    4. Насколько красивы были доклады выступающих, настолько тленны и конечные результаты конференций именно для улучшения работы «отстающих» кафедр ИБ в стране (о результатах организаторов и инициаторов будь то поездка в Сочи, либо политическая борьба за право «самого вникающего в дело ИБ» или еще что-то мне не известно, да и не досуг разбираться). Одно ясно – проблемы бюрократического характера не обошли стороной и нашу сферу.

Пробежимся коротко по ним (проблемам Российской действительности, мешающим достигать реального результата):

— способность большим количеством участников процесса размывать ответственность. А кто несет ответственность за подготовку кадров (их качество и т.п.). Ясно, что за цифры приема  – минобрнауки, а за конечный результат?

Ключевая проблема всей российской действительности – отсутствие этой самой ответственности за конечный результат конкретных персон (в чем бы то не было – от «мусорной реформы» до качества детского питания и средней продолжительности жизни в стране)

— «партийные» похвальные заседания, убеждающие со всех сил о том, какая «огромная» работа ведется При этом усердии доходит до смешного со слезами на глазах, я бывал на мероприятии где участники (кстати многие из тех же, что в Сириусе) конференции одаривали друг друга грамотами и призами «за содействие…», «за расширение.» и происходило это в субъекте РФ где не было ни одной кафедры ИБ (при страшном кадровом голоде) и нет кстати и до сих пор..

стремление усложнять простое, демонстрируя сложность вопроса и усложнение простых решений и очевидных ответов и нежелание понять говорящего (ниже статусом, не из президиума)

В т.ч. избегать прямых, целевых вопросов (типа «сколько в год выпускается специалистов и сколько из них принимается по специальности идет по направлению на работу в ИБ», «по каким основным причинам это происходит», «в чем единая особенность всех успешных кафедр ИБ и что это означает» и т.п.)

— колоссальный отрыв от действительности (практики на местах, за пределами МКАД)

На этих конференциях, например, он вылился в непонимании модератором:

— роли Рабочих программ дисциплин, отличии этой роли от роли ФГОСов и т.п.

— первопричины столь огромного разрыва между качеством образования на кафедрах передовиках и в периферийных, в непонимании потребности на рынке труда в регионах (в частности потребности специалистов какого уровня сегодня есть в ОГВ субъектов и какие роли и в каком подразделении выполняют сотрудники, ответственные за ТЗИ в огв и омсу).

Не приносит плодов и:

— сосредоточение не на восприятии новой информации (ибо они убеждены, что им в принципе никто ее не в состоянии привнести), а на демонстрации своей исключительности и своего превосходства, на словесной изящности (беллетристике)

— подмена тезисов, целей (известный психологический прием ухода от сути)

Так несменный вышеуказанный модератор умело делает на всех конференциях. Ну подумайте — какой может быть смысл рассуждений на подобных конференциях на такие философские и общие темы как — «кто хочет учиться он всегда найдет путь» (цитата). Полагаю среди аудитории конференций достаточно и преподавателей и многодетных родителей готовых бесконечно рассуждать на тему связи желания и возможности, мотивации студентов и педагогов и т.п и т.д., но позвольте разве сие есть высокая цель сего мероприятия ?

Главное же, что убедило меня столь смело высказаться о признанных профессионалах своего дела это признание многими из них (кто смог выделить время и дослушать до конца) в кулуарах актуальности моих предложений и верности позиции. Спасибо им за это. Так мы получаем известную в нашей стране практику – все индивидуально все понимают, а вместе получается «как всегда».

Резюмируя данный пункт: не были бы реальными проблемы выше, я четко вижу, как за неделю (всех вместе конференций последних лет) силами собравшихся (а может и не дай бог именно им и поспособствоватьJ) можно «прокачать» конкретные, проблемные, нуждающиеся ВУЗы (кафедры): свести с лицензиатами и учреждениями в регионе, проанализировать рабочие программы дисциплин (РПД) и отредактировать их, обеспечить материалами и демо ПО от разработчиков и т.п. и жаль, что таких задач не ставят перед собой многочисленные чиновники-участники этих мероприятий. А наша команда и далее будет работать (в силу своих знаний и сил) над тем чтобы и в периферии ВУЗы имели возможность давать качественное образование (на одной из конференций как раз поступил очередной запрос на консультационную помощь в корректировке учебного процесса крупного ВУЗа).

 

  1. Любой вакуум стремительно заполняется и в этой сфере появляются бизнес проекты (ИТ-Хаб и другие) и если и далее государство будет потворствовать низкому качеству выпускников большого процента ВУЗов, то деятельность ИТ-Хаба будет иметь успех, а бизнес умеет работать (это мы уже выше отметили, я сам нисколько не пожалел о преждевременном окончании службы и никогда бы не вернулся в рамки действительности, описанной в предыдущем пункте).

 

  1. Министерство образования не участвует как правило в подобных мероприятиях, исключением стала последняя конференция в Сириусе (где сотрудница Министерства, при этом ответственная за СПО, присутствовала несколько часов и почему то один день), т.е явно «умывает руки» от выступлений либо «и этой цели, т.е. цели их участия у организаторов также не было..»…J

Вообще в ходе всех конференций неумолимо складывалось ощущение какой-то политической борьбы между перечисленными выше участниками процесса. За что действительно идет борьба я так и не понял, а четко говорить о своих целеполаганиях в этой среде не принято. А борьба не шуточная судя по количеству участников.

 

  1. Справедливости ради стоит отметить (среди фраз «идти в ногу со временем», «расширить, углубить…» и т.п.) детальные предложения Минсвязи ((Хасин Е.В.), одно из которых правда сразу же получило свой ответ в последующих докладах руководителей кафедр-передовиков.

Речь идет о разработке конкретизированных программ ДПО в ИБ (в части отраслевых направлений обучения и особенно, что ценно, для руководителей, ответственных за обеспечение ИБ в субъектах КИИ). Это предложение точно не навредит, однако эти задачи достойными компаниями, участвующими в ДПО (КПК и т.п.) решались всегда и вряд ли могут претендовать на актуальность на фоне указанных выше проблем кадрового голода. Так мы еще 12 лет назад в рамках согласованных типовых программ ФСТЭК России на базе ЮНИИ ИТ всегда исходили из состава группы слушателей, делали конкретно отраслевые наборы (для медиков, для муниципальных образований и т.п.). Учитывая «напористость» и глубину проработки вопроса специалистами Минсвязи стоит ожидать изменений в программы ДПО, подлежащие согласованию ФСТЭК России. И очень хорошо если Минсвязи удастся более четко разделить в программах переподготовки направление ТЗИ от направления ИБ (или хотя бы для программ по ИБ прорисовать вопросы ИБ детальнее, а ТЗИ сократить до ознакомительной части)

 

Перейдем к рекомендациям.

Рекомендация для абитуриентов. Я часто слышу, как ориентируются родители и сами выпускники на отрасль ИБ при выборе ВУЗа. Хочу посоветовать одно – само по себе наличие кафедры (обучение в сфере ИБ) не гарантирует в сложившейся и описанной выше ситуации качества образования и соответственно трудоустройства, более того к выбору ВУЗа необходимо отнестись более чем системно.

Родителям Необходимо четко осознать, что текущее положение дел (как и в целом либерально-капиталистический уклад) и отсутствие системного изучения ВУЗа вполне может привести Вас к тому, что Ваш ребенок не только не получит каких-либо предметных знаний, ему не будет привита любовь к профессии, понимание ее значимости и востребованности (и это при том, что страна нуждается и даже на Совбезе при Президенте это обсуждает !), а работать он будет совершенно в иной сфере (освоив параллельно программирование или базы данных) и это в лучшем случае, подтверждая поговорку «хождение в школу не должно мешать моему образованию»…

Для успешного выбора основными критериями должны стать следующие:

— наличие шефства над кафедрой лицензиатов ФСТЭК и ФСБ России в области ИБ и ТЗИ (устоявшаяся система стажировки, встречи в рамках бизнес инкубатора)

Выяснить это будет непросто – попробуйте запросить РПД, учебный план (проанализировав его с специалистами), встретиться и задать вопросы преподавателям, выпускникам кафедры.. Возможно информация об этом будет на сайте ВУЗа (кафедры).

— четкое понимание направления обучения (ТЗИ, ИБ в т.ч. с каким уклоном – криптография, защищенные сети, соотношения потребности), наличие потребности в регионе в данных специалистах. В идеале еще выяснить есть ли это понимание у педагогов и руководителей кафедры о том где будет проходить стажировку и практику студент. Сами вы должны понимать, что образование, например, по ТЗИ актуально не более чем в промышленных центрах – Свердловская область, Московская область, в то время как ИБ дает гораздо более расширенные возможности трудоустройства, но и требует более практикоориентированного подхода от кафедры (ВУЗа)

Рекомендация для слушателей ДПО (переподготовки по ИБ). Ориентиром должно стать (если цель конечно не получение корочки за 30 000руб. без знаний даже на уровне основных понятий ИБ):

— возможность обратной связи с каждым преподавателем

— аналитика наличия отраслевого центра ДПО (их уже приличное количество – россети, ростатом, …

— обязательные отзывы от обучающихся, имеющих цель именно получения знаний

— смирение в понимании, что специалистом по ИБ вы не станете (ни один курс ДПО не способен это сделать в рамках существующих форматов), и для большей эффективности рассмотрение прохождения обучения на стадии «обрастания практикой и сформулированными вопросами» (т.е. уже после некоторого периода работы в отрасли)

 

Рекомендация Для ВУЗов:

Недостаток опыта и практических знаний в сфере ИБ руководителей периферийных кафедр ИБ приводит к системным ошибкам на каждом из этапов формирования учебного процесса. В частности, необходимо уделять особое внимание следующим этапам:

— Первоначальный этап (лицензирование). Важным является выбор направления (с учетом потребности рынка в регионе, с учетом своих возможностей в материальной базе, учитывая и компетенции и компетентность преподавателей и .т.п.). При этом необходимо четко представлять разницу не только в части ТЗИ – ИБ, но и направлений внутри сферы ИБ.

— Этап создания РПД, учебного плана. Уделять внимание необходимо взаимосвязи дисциплин и РПД и верной последовательности обучения этим дисциплинам, преемственности дисциплин; достижению практикориентированности, но без потери фундаментальных основ. Придется постоянно учитывать рынок ИБ в стране и актуализировать РПД (до сих пор у многих продукты Макрософт в РПД).

— Этап организации учебного процесса. Еще на первых двух этапах необходимо иметь детальную аналитику и план по взаимодействию с производствами (компаниями-работодателями), организации практики (стажировки) и трудоустройства выпускников, проводить аналитическую экспертную работу по сбору обратной связи от работодателя и т.п..

Это очень коротко, для каждого из этапов, для каждой из ошибок (при этом каждая имеет роковое значение и достаточно одной, чтобы результат отсутствовал). В моей практике столько «забавных» и «грустных» материалов на эти темы, что для описания всех ошибок и к чему они приводят необходимо составлять отдельный материал…

 

 

Ну и собственно предложение по повышению качества образования в сфере ИБ в региональных ВУЗах (кроме конечно передовиков, практикоориентированных кафедр)

Вступление: нам и нашим коллегам очевидно, что ключевой проблемой является некомпетентность в вопросах ИБ руководителей. Успешные, названные здесь ВУЗы подтверждают этот тезис (ибо всем им повезло иметь руководителями как раз известных ИБ специалистов или иметь детальное кураторство лицензиатов, или и то и другое вместе взятое).

В этом как раз и кроется ответ на задачу повышения качества образования. Данные руководители возможно и не должны быть спецами по ИБ (у них другая, административная работа), но поскольку они принимают все управленческие решения, то необходима детальная помощь в принятии этих самых решений, пока же эти ошибки несут огромные потери дорого времени и еще более дорого качества навыков выпускников. Системные ошибки, которые допущены этими кафедрами и каждая из которых наносит необратимый вред нами проанализированы и распределены по этапам организации учебного процесса (они как раз в абзаце выше).

Само предложение:

Должна быть создана экспертная группа. В состав экспертной группы должны войти «экстренные комиссары»: известные и указанные выше руководители успешных кафедр (дающие много лет результат на своих кафедрах), представители предприятий-производителей СЗИ (особенно российских защищенных продуктов – Астра Линукс, Ред ОС и др. ), сотрудники лицензиатов, имеющие огромный опыт во всех направлениях работы в ИБ и ТЗИ (именно во всех направлениях). Собраться они должны не для очередных заседаний, конференций. Первая цель – создание методики экспертной оценки кафедр (на основе системных ошибок, указанных в предыдущем абзаце), далее они должны провести экспертную оценку кафедр ИБ (получив соответствующие полномочия). 10 человек смогли бы поделить по 10 ВУЗОВ и в течении года реализовать эту идею (с выездом или даже удаленно)! Затраты сего мероприятия ничтожны (в сравнении с программами Цифровой экономики) !

По итогам инспекции выдается справка (методическая записка), в составе которой (коротко):

— оценка правильности выбора направления и рекомендация по перепрофилю (при необходимости)

— оценка практикоориентированности РПД и рекомендации по их изменению, корректности РПД

— оценка условий проведения лабораторных и практических занятий и конкретные рекомендации по включению в РПД конкретных продуктов и инструментов

— оценка рынка труда, мест прохождения практик и стажировок и мест трудоустройства. Рекомендации по взаимодействию с предприятиями. Знакомство кафедр с местными предприятиями и помощь в нахождении точек соприкосновения (точно знаю, что это достижимая задача, ибо неоднократно достигал должных результатов)

И т.п. и т.д.

 

ВУЗы страждущие помощи используют данную справку для руководства к действию (как методическую помощь). Для категории ВУЗов, отрицающих выпуск «балласта» из-под своего крыла (к сожалению, встречаем и таковых) и не желающих заниматься никаким повышением качества обучения, необходимо искать административные рычаги применения справки. При участии госорганов эти рекомендации экспертной группы могут стать обязательными к исполнению, но даже если это не удастся сделать, то мы просто спасем кафедры из первой категории (страждущие), давая этот методический материал, который они ждут и ищут на конференциях! Возможна также организация методических сборов с разбором этих справок.

 

Отдельного внимания заслуживают новые территории РФ. Сколько времени могут выиграть от этого предприятия новые территории (можно только представить какой там бардак, помимо которого они еще и в нашу нормативку по ИБ не интегрированы, на ее самостоятельное освоение уйдут многие лета🙂, а ведь это вопрос национальной безопасности).

А далее можно (при необходимости) «накручивать» на экспертную группу следующие полезные мероприятия:

— создание бесплатных ресурсов ПО и материалов через производителей СЗИ

— обобщенные справки о недостатках и т.п.

— организация обучения и повышения квалификации преподавателей этих ВУЗов

— внесение предложений по модернизации ФГОСов, возможно по разработке типовых РПД или созданию базы типовых РПД для некоторых дисциплин (направлений) и т.п.

 

Мне удалось довести сей не хитрый план до эксперта Рособрнадзора и представителя аппарата Совета безопасности РФ, искренне буду ждать, что эти соображения пригодятся стране и конкретному делу, делу воспитания работников одной из сфер национальной безопасности РФ.

 

С заботой о безопасности Вашей информации… Дорохин Александр

Комментарии

  1. Как и было замечено в статье: описанная проблема распространяется на все сферы, не только на область информационной безопасности. К сожалению, все это появилось из-за полной некомпетентности и отсутствия внимания всего правительства: от мелких чиновников, до президента, который допустил подобные проблемы внутри страны

  2. «Необходимо устранить любые межведомственные противоречия, формальности и прочую чушь. Все на дело, для результата, на это все должно быть нацелено! Вклад каждого в общий успех — вот что важно !»
    Из послания В.В.Путина (21.02.2023 года)

  3. https://gdspace.ru/talkshow/est-takaya-professiya-informaciyu-zaschischat-kak-stat-ib-specialistom-obrazovanie-v-it#register
    Молодцы коллеги ! Все кафедры кто страждет улучшаться послушайте, есть много информации для размышлений, в т.ч. про идеи (программы, варианты), где можно получить «плюшки», «финансирование»…
    Если бы целеполагание было бы верно выстроено на «больших конференциях», то там бы и показывали реальные кейсы «как и где получить помощь ВУЗам». А еще лучше бы «прокачали» бы единый проект по оснащению и обучению Российским продуктам …

  4. Доброго времени суток!
    Обсуждаемая проблема носит системный характер, и в достаточной мере многогранна, сложно сформулировать одно, универсальное средство для ее решения!
    Из последнего, что мы обсуждали с коллегами, которые проработали в учебных заведениях 40 лет и более, это то, что раньше не было столько часов самостоятельной подготовки, дисциплины инженерных специальностей максимально охватывались аудиторными занятиями! То как сейчас реализована самостоятельная работа студента, не совсем удовлетворяет предъявляемым требованиям, ее результативность тоже вызывает много вопросов!
     

  5. Владимир спасибо. Согласен, эту проблему (большого объема самостоятельной работы в РПД) тоже видим
    У меня эта проблематика есть в перечне, но как  я и написал – я привел в статье только малую часть вопросов в программу этой «экспертной группы помощи..»…ибо на эту тему мне надо еще часов 5 (может и 10) и столько же листов, а их я выделить не смогу пока.. А там …ого-го сколько мыслей (попробуем их реализовать на своей кафедре) и рассуждать там на много страниц можно, чего только стоит отсутствие системного мышления у выпускников (критического, аналитического).. У меня выпускники приходят на работу – конспект не могут составить из текста (выбрать главную мысль и т.п.)… А по вами предлагаемой проблеме можно например в рамках предлагаемой мной экспертизы (методпомощи) попробовать проработать вопросы организации этой самподготовки (надо обдумать как улучшить ее  качество…)

  6. Много что можно добавить в учебные процессы, посоветовать. Есть гораздо поумнее и опытнее люди, они и должны войти в эту экспертную группу (если бы их еще кто-то уговорил…J). Но что-то нужно делать, ну невозможно же…когда выпускник не может даже разницу между ИБ и ТЗИ объяснить, на какие компетенции они учились вообще или любые иные элементарные вопросы, или конспект опять же составить по нормативке…

  7. А может прямо здесь? Вы же из ВУЗа? Вот и давайте предложения. Каждый если хотя бы по одному пункту добавит в «программу экспертной оценки и методической помощи кафедрам ИБ»: какой вопрос рассмотреть и что по нему необходимо отработать. Если непонятно, то пример: «По пункту выбор направления: эксперт оценивает ТЗИ или ИБ по ФГОС и РПД на кафедре, оценивает в субъекте РФ возможность проходить стажировку и далее трудоустраиваться по ТЗИ или ИБ. Понимает, что ни одного места по ТЗИ нет в перспективе (ну или есть два), а по ИБ сто мест и рекомендация ясна – менять направление (все РПД к черту и т.п…)». Как выявить про потенциальные вакансии (потребности и т.п.) для меня и тех, кого я предполагаю в качестве этих помощников более чем ясно, можно и прописать в этой программе (для этого и реестры лицензиатов есть и порталы работодателей и аналитика в ЕГРЮЛ возможна и т.п. и т.д.)

  8. И конечно не нужно забывать про уровень заработных плат, особенно когда речь идет про рыночную экономику, как было сказано в эпосе.  В регионах ставка доцента это немного более 40т.р., при этом час работы программиста (ближе к топовому уровню) оценивается в 5т.р.! Сложно найти учителей, которые за 40 т.р. в месяц, готовы выращивать специалистов на 5 т.р. в час. Не владею информацией по оплате труда специалистов ИБ отрасли.  Ситуация с техническим оснащением региональных кафедр тоже не всегда соответствует реалям сегодняшнего дня, если сказать мягко. Особую озабоченность вызывает отсутствие повсеместной доступности технической базы отраслевой направленности, что критически необходимо для проведения научных исследований. Зачастую преподаватели и студенты не владеют информацией где находятся ближайшие лаборатории в которых проводится сертификация по линии ИБ, нет доступа к общей статистической информации, и даже если есть доступ к такого рода ресурсам (зачастую организованном исключительно на личных контактах), то формат их работы не предусматривает полноценного взаимодействия с образовательными структурами, у них цели несколько иные.
    Необходимо отметить, что в учебных заведениях работает очень много специалистов с большой буквы, накоплен большой опыт педагогической работы, во многих вузах сформированы научные школы с многолетней историей, всё это вселяет надежду, что наше образование справится с испытаниями современности и преодолеет все сложности!

  9. спасибо конечно за комменты в части заработных плат, но это ясно и в тему заданную (программа и методика экспертной, методической помощи) войти не может. Я описывал вопросы, которые легко решить методической помощью…, а заработная плата и т.п. не решается предлагаемым (и вообще каким-либо разовым) мероприятием.
     
    Ну и вообще забот и вопросов в этой «теме» много. Например  «какие и в каком направлении вообще нужны компетенции ИБшникам». По ней кстати есть интересная статья на Хабре.. Вообщем до бесконечности можно развивать этот материал
    По вопросу «преподаватели и студенты не владеют информацией где находятся ближайшие лаборатории в которых проводится сертификация по линии ИБ, нет доступа к общей …» — у меня в предложении есть консультация на эту тему
     

  10. Опять всех раскритиковал. Но про ФУМО согласен…за столько лет даже сайта не иметь с материалами в помощь..Смешные потуги. Я, кстати, сколько работаю на кафедре не слышал про их централизованные заслуги

  11. Андрей..ну почему же..не всех:
    1.Я только про ветки в части образования по ИБ и по конкретным персонам высказался критично….
    2.Сами конференции и многие доклады я отметил. Если недостаточно – то точно могу сказать, что по представительству и по докладам и Инфофорум и ТБ форум и в Сириусе было просто супер.. А блестящая модерация и выступления Виталия Сергеевича на ТБ форуме !
    Виталий Сергеевич не нуждается в похвалах наших скромных персон, но раз уж упомянули, то не сдержусь – ради одного его выступления стоило на ТБ Форум ехать, это было детально, четко и понятно, с присущим юмором, терпеливо на все вопросы. В целом — без него ИБ направление в ФСТЭКе вообще тяжело представить (ужасно вспомнить, что оно из себя представляло до его прихода …)…
    А чего стоила на инфофоруме дискуссия Гостеха на круглом столе (я бы даже назвал — перепалкаJ). И вообще Гостех «утер всем критикам нос», все понятно разложил наконец. А если это помножить на то, что от Гостеха докладывал наш сотрудник (когда то член нашей команды, пусть и не очень долго) Андрей Мускатиньев – то получаем отдельное удовольствие J)
    Так что хорошего хватает !

  12. Вы молодец, многие Ваши предложения транслируются и на проходящем сейчас Московском экономическом форуме. Несмотря на то что была отдельная ветка про кадры – на каждом заседании постоянно говорили о нехватке кадров и о низком качестве ИТР образования и о том, что вы написали почти слово в слово.
    Цитата например с ветки «кадры для промышленности» : «Необходимы экспертные советы…» Селезнев А.Г. (https://me-forum.ru/)
    «Для новой индустриализации (в отличии от царской и советской индустриализации) не хватает только кадров ИТР и рабочих…в то время как финансовых ресурсов огромное количество», «Необходимо отраслевое управление…прикреплять поставщиков к потребителям…» Оксана Дмитриева, Госдума РФ
     «Образование деградировало..А вы видели какие чиновники работают в Минобре и науки. Это министерство не способно руководить университетами… Необходима смена кадровой политики. Миру угрожают идиоты, уровень государственных деятелей во всем мире страшно упал, но и у нас он упал, оказывается А.В.Суворов даже говорил: «Для отчизны наибольшая опасность не во внешнем вороге таится,а в собственных ее идиотах». Нам надо это преодолеть»
    Нигматуллин Роберт Эскандерович, академик РАН, I Пленарная дискуссия Экономика России. Курс на новую индустриализацию

  13. Спасибо. Смотрю форум этот, очень интересно
    И похоже, что действительно наболело у всей страны, а не у меня одного..
    И видимо будет долго этот пост актуален. Хотя хочется верить, что начнутся перемены и все эти проблемы исчезнут и будут отработаны и наступит светлое будущее ! Деятельность многих людей, сама их жизнь внушает веру , этих людей и будем держаться !
    Вот,например, замечательная и схожая в проблематике (хоть и по другому направлению) статья нашего учителя и друга Андрея Валерьяновича: http://cs.groteck.ru/IB_1_2020/30/index.html
     
     

  14. Приветствую, Александр Николаевич! Вышел протокол заседания Координационного совета по информационной безопасности при полномочном представителе Президента РФ в Уральском федеральном округе по вопросу подготовки кадров для обеспечения информационной безопасности субъектов РФ, находящихся в пределах Уральского федерального округа. В данном протоколе реализованы идеи, изложенные в Вашей статье, которые касаются:
    — организации курсов повышения квалификации для преподавателей кафедр ИБ (пункт 1.1 вопроса 4 Протокола);
    — работе экспертной группы, уполномоченной формировать предложения по уточнению рабочих программ дисциплин и учебных планов, а также по созданию методик по совершенствованию деятельности кафедр ИБ (п. 1.2 вопроса 4 Протокола);
    — привлечению лицензиатов ФСТЭК и ФСБ к участию в образовательном процессе (п. 2 вопроса 4 Протокола). Огромная Вам благодарность за предоставленные полезные идеи и предложения! Спасибо за труды!

  15. Спасибо Андрей Юрьевич ! Хорошие новости. Правда это бы на всю страну транслировать…
    Последнее время полпредство сбавило обороты в вопросах внимания к ИБ. Хотелось бы чтобы в том числе этим вопросом занялись до «победного»..

  16. Пр-295, п.2
    2. Правительству Российской Федерации принять меры по совершенствованию системы мотивации руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, дополнив оценку эффективности деятельности руководителей таких организаций показателем, отражающим долю выпускников, завершивших обучение по востребованным на рынке труда специальностям и направлениям подготовки, уровень их трудоустройства в соответствии с освоенными образовательными программами.

    Доклад – до 20 августа 2024 г.

    Ответственный: Мишустин М.В.

    Ответственный Мишустин Михаил Владимирович
    Тематика Профессиональное образование
    Срок исполнения 20 августа 2024 года

Добавить комментарий для Анатолий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.